top of page

Клещ 1990

02_Монтажная область 1.png

Киностудия   «Катарсис»

03.png

Режиссер                                      Александр Баранов,

                                                        Бахыт Килибаев


Автор сценария                          Александр Баранов,

                                                        Бахыт Килибаев


Оператор                                      Николай Кириенков 


Художники-постановщики        Алим Сабитов, 

                                                        Алексей Розенберг,

                                                        Алексей Золотухин


Композиторы                               Елена Дединская,

                                                        Андрей Сигле

Звукорежиссер                           Константин Зорин  


В ролях                                         Абдрашит Абдрахманов, 
                                                       Сергей Попов,                                                                                         
           Артык Джаллыев,
                                                       Жанна Куанышева,

                                                       Алика Смехова, 
                                                       Валентин Сорокин,

                                                       Александр Александров,

                                                       Леонид Димаков,

                                                       Валерий Скориков,

                                                       Гульшат Омарова,

                                                       Раимбек Сейтметов,

                                                       Елена Тренина,

                                                       Владимир Толоконников,

                                                       Иван Керсек


Премьера                                     
Хронометраж                               143 мин.

Синопсис

Капитана милиции Адиля Ахтанова по прозвищу Клещ подозревают в убийстве — таковы улики и показания подсудимого очередного дела, которое вел капитан. Тем ни менее непосредственный шеф Ахтанова поручает ему провести неофициальное расследование гибели работников ГАИ. Клещ берется за новое дело — и очень скоро выносит приговор своему шефу, главе мафии.

01-01.png

Ссылка на фильм

Полузабытый артефакт советского кино. Прелюбопытный боевик.

 

"Клещ" (1990) - весьма любопытный образец эпохи заката советской кинематографии и расцвета "перестроечного" фильма, когда стало "можно все". Что в нем только не намешано! "Голливудский" стиль, претензия на авторское кино, советская мораль, перестроечный разоблачительный пафос!

Помню, как "Клеща" рекламировали. Работа молодых режиссеров Баранова и Килибаева из Казахстана. Они умеют снимать как в Голливуде, владеют приемами саспенса! Это настоящий западный боевик!

"Клещ" и правда начинается бодро, с эффектно - не "по-советски" - снятой сцены крушения милицейской машины. Затем нам представляют главного героя - мускулистый брутальный мужик лупцует боксерскую грушу. Сразу видно - человек действия. Капитана Ахтанова обвиняют в убийстве - ясно, что это подстава. Заботливый начальник обещает замять дело и поручает Ахтанову расследовать смерть разбившихся милиционеров. Никто еще не знает, что вроде бы очевидное ДТП выведет на преступную группировку, ворующую наркотики из медучреждений и ворочающую миллионами.

Видно наивное стремление молодых режиссеров снимать "как в Голливуде". "Клещ" и правда сделан мастеровитее, чем стандартный советский фильм, не говоря уже о перестроечной "чернухе". Интереснее кадры, энергичнее монтаж. Герой-одиночка против мафии. Расследование на свой страх и риск. Потасовки, эффектные авто-погони, не очень умелое подражание Хичкоку и Де Пальме в сценах "нагнетания" саспенса. Приемы мастеров заимствованы простодушно, без особого осмысления, но честная попытка - засчитана.

При этом Баранов и Килибаев так же простодушно, как одалживались приемами триллера, попали в ловушку перестроечного кино. Не избежали соблазна поиграть в "настоящее искусство", авторский фильм. Без нужды длинные планы, многозначительные паузы, которые только удлиняют хронометраж. И наивная "образность", типа задыхающихся без воды рыб, в одном эпизоде мучительно умирающих карпов показывают чуть не полминуты. И главный перл - самая удивительная эротическая сцена мирового кино. Женские руки ласкают тюбик зубной пасты, пока тот не стрельнет мощной струей... Учитывая наличие смелой и сексуальной Алики Смеховой, заменить ее на тюбик с пастой - смелый ход творцов!

Не выдерживают авторы "чистую" модель полицейского боевика и в общем настрое картины. Герой слишком много рефлексирует, слишком часто морализирует для советского "смертельного оружия". Вместо того чтобы - раз играем в Голливуд - объявить персональную войну наркомафии и коррупции, Клещ грустит и в итоге идет на самоубийственный шаг. Надевает парадный мундир и убивает босса, полковника милиции. Не случайно высокопоставленный чин так похож на Сталина - он и оказывается "паханом" преступной группы. Красиво, но больше похоже на перестроечный жертвенный символизм, чем заявленный крепкий "Голливуд".

Вообще, смотреть "Клещ" интересно. Он так же противоречив, как и время, его породившее. Добрые намерения, энтузиазм - и не очень умелое исполнение. Желание сделать по "мировым стандартам" - и невозможность оторваться от родных реалий. Намерение как у Хичкока - а результат как у Баранова и Килибаева.

Но! Еще раз отдаю "Клещу" и его авторам должное. Сегодня фильм смотрится куда выигрышнее, обаятельнее и любопытнее, чем многие его "сверстники".

Рецензия на фильм «Клещ» на сайте

https://clck.ru/RhWaP

Фрагменты рецензий

«Клещ» - вполне убедительная попытка самоопределения людей реалистически мыслящих. Традиция милицейского «совкового» истерна, который исторически выдохся, не успев накопить своей археологии и мифологизировать свои стереотипы, показывает, что взят твердый курс на завоевание отечественного рынка».

Андрей Плахов «3+2» темные лошадки», «Искусство кино», №7, 1991

bottom of page