top of page

Киллер 1998

Казахстан-Франция, НПЦ/Кадам/Artcam International

01-03.png
01-02.png

Режиссер                                      Дарежан Омирбаев

Автор сценария                           Дарежан Омирбаев

                                                        Лимара Жексембаева 

Оператор                                      Борис Трошев

 

Художники-постановщик          Алим Сабитов 
 

Звукорежиссер                            Андрей Влазнев

 

Продюсеры                                   Газиз Шалдыбаев,  
                                                         Жоель Фарж,
                                                         Элиза Жалладо

 

В ролях                                           Талгат Асетов, 
                                                         Роксана Абуова,                                                                                                 Аскар Рахимджанов
                                                         Болат Сызыдков, 
                                                         Виктор Шин 
                                                         

Премьера                                      21 мая 1998 на МКФ в Каннах
Хронометраж                               74 мин.

Синопсис

Шофер Марат попадает в сложное финансовое положение: герой вынужден оплачивать ремонт «Мерседеса», с которым столкнулся, возвращаясь из больницы, где его жена лежит в ожидании ребенка. Ситуация осложняется тем, что Марат остается без работы, а родившемуся ребенку нужна срочная операция. Долг катастрофически увеличивается, и Марат, приняв «спасительное» решение работать на мафию, вскоре получает первый заказ на убийство. Иного выхода нет.
 

01-01.png

Призы

  • Приз лучшему фильму программы «Особый взгляд» на МКФ в Канне – 98,

  • Специальное упоминание жюри клубов (FICC) МКФ в Карловых Варах – 98,

  • Почетный приз Дарежану Омирбаеву на МКФ в Нанте,

  • Фестивале трех континентов – 1998,

  • Приз за лучший сценарий в Тегеране – 1999.

Ссылка на фильм

Дарежан Омирбаев, режиссер

    Мы работали вместе с Алимом в 1997-1998 гг. над картиной «Киллер». Я помню, как мы на подготовительном периоде много с ним говорили, и я понял, что он – человек больших знаний, он очень любит знания, книги, фильмы. Перед съемкой мы всей группой смотрели несколько фильмов, и все это его очень вдохновляло.

Еще я помню, как мы ходили в Альпиев-град, смотреть какой-то коттедж, который построил его друг, Розенберг, кажется, по его проекту. Это был двухэтажный дом, где жили документалисты, которые про природу снимали - Вячеслав Белялов и Лариса Мухамедгалиева. Но этот дом нам не подошел, фильму. И Алим построил в павильоне «Казахфильма» два объекта: квартиру главного героя и коттедж одного из главных героев – богатого человека.

    Мы снимали одну сцену, где у главного героя забирают машину, которую он пригнал для продажи из России. Там была сцена в столовой, и я придумал такую штуку, что повар этой столовой на кухне читает Кафку. У Кафки есть такая короткая новелла, кажется, в «В железнодорожном тоннеле» называется. Мне казалось, что у Алима где-то далеко есть еврейские корни, и поэтому я предложил ему прочитать эту новеллу Кафки. И он с удовольствием прочитал. И главное, это здорово получилось, потому что Алим, как и я, он немножко заикался. И вот это легкое заикание, его внешность, и весь его менталитет как-то лег на эту новеллу, и в его устах она прозвучала очень хорошо. Смысл был в том, чтобы через эту новеллу показать кризисное время. Это же девяностые годы, в котором оказалось наше общество. И нужно было рассказать о заблудившемся обществе в эти кризисные годы. И мне кажется, что через уста Алима и через новеллу Кафки, в фильме это прозвучало.

   Два раза мы были с Алимом за рубежом. Один раз в Нанте мы оказались. Кыргызский режиссер Актан Абдыкалыков там был с нами, актриса Айнура Турганбаева, Алим, еще кто-то из кыргызов. Мы там очень весело проводили время. Во второй раз Алим был с тобой, это было в Италии, в Триесте. Опять-таки Актан был, я. Из этой поездки я вспомнил, что Алим где-то услышал, как по-итальянски звучит «Ну и что» - «Ке козо?» и он часто эту фразу повторял. Алим был с чувством юмора. Вообще чувство юмора говорит о развитости человека. Среди окружающих сейчас мало людей с чувством юмора. И, конечно, интеллигентность его была особая. Невозможно себе представить, чтобы он на кого-то кричал, или матерился, или руку поднимал. Это просто исключено, невозможно себе представить. И, я, конечно, очень благодарен ему, что нам удалось вместе поработать и вместе пообщаться. На том свете, может быть, опять вместе встретимся, и куда-нибудь поедем.

 

Франц Кафка

Железнодорожные пассажиры

Если поглядеть на нас просто, по-житейски, мы находимся в положении пассажиров, попавших в крушение в длинном железнодорожном туннеле, и притом в таком месте, где уже не видно света начала, а свет конца настолько слаб, что взгляд то и дело ищет его и снова теряет, и даже в существовании начала и конца нельзя быть уверенным. А вокруг себя, то ли от смятения чувств, то ли от их обострения, мы видим одних только чудищ, да еще, в зависимости от настроения и от раны, захватывающую или утомительную игру, точно в калейдоскопе. «Что мне делать?» или «Зачем мне это делать?» не спрашивают в этих местах.

1917

 О Киллере

 

  Работать с Дарежаном Омирбаевым я начала с картины «Кардиограмма» в 1993 году, потом работа продолжилась на следующем его фильме «Киллер». Как представлялось, герой фильма - современный «маленький человек» - должен был выглядеть соответственно. Поэтому занимаясь подбором костюмов, мы сосредоточились на поиске образа героини – жены главного персонажа, который, как представлялось, должен был стать ключевым. Найдя его, остальные персонажи могли «собраться» легче. Так и произошло. Одевая актрису и проводя пробы, мы увидели свою современницу, молодую женщину, оказавшуюся в трудных условиях, но в условиях не исключительных, а в таких в каких были мы все в начале девяностых годов.

  Интересно, что костюм героини помог «собрать» и интерьер квартиры главных персонажей. Художники, занимавшиеся подготовкой декорации, отталкивались и от цвета костюма и от его фактур, добиваясь органичного присутствия персонажей в среде.

Как мне представляется, суть работы художника по костюмам заключается в совместном с актером и режиссером поиске образа персонажей, в создании «говорящего костюма», который рассказывал бы о персонаже, то, чего нет в драматургии и в актерской игре, но может присутствовать в атмосфере фильма и в деталях.

  Алима Равильевича считаю одним из своих учителей. Вспоминаю о нем как о светлом, удивительно красивом, порядочном человеке. Алим был единомышленником нам с сестрой, с ним можно было говорить на любые темы, смело шутить, не боясь черствости или неправильного понимания твоих высказываний. В его поведении и речи невозможно было не угадывать мудрость, просвещенность, интеллигентность. Все эти качества сопровождались тонким юмором. Мы с Майрой – моей сестрой, называли между собой Алима – Алим классный!

Газиза Коршиева

 О работе над «Киллером»

 

  Что касается работы, мне было интересно общаться с Алимом Равильевичем как художнику с художником. Он делился со мной профессиональными хитростями и помог завести полезные привычки. Например, он дал совет записывать в блокнот-ежедневник текущие задачи, идеи, зарисовывать эскизы, то есть творческий дневник. По сей день эта привычка со мной, люблю все записывать.

  Помню одно из первых рабочих собраний режиссера Д. Омирбаева, оператора Бориса Трошева, художника-постановщика Алима Сабитова, и меня, ассистента главного художника. Обсуждали видение режиссера той или иной сцены, как это можно выразить в эскизах, а затем в кадре. Алим Равильевич работал над кадрами с главными героями, как будут решаться крупные и общие планы. Мне дал задание подготовить эскизы атмосферных сцен: виды города на закате, появление главного героя в ночном клубе. Алим Равильевич посоветовал подобрать особую технику, чтобы эффект был интересным. Я выбрала гуашь и мастихин.   Смешение цвета в пастозных мазках выглядело очень красиво – это было то, что нужно. Для презентации мы увеличили эти эскизы до нужного размера. В большом формате они выглядели невероятно живописно.

  Ночная съемка – это, пожалуй, самый необыкновенный опыт в моей работе. Атмосфера творчества, хорошего настроения и профессионального драйва была на площадке. Рабочая группа была похожа на большую пчелиную семью, где каждый знает свою работу и вносит свой вклад в общее дело.

  Работа над фильмом «Киллер» проходила в 1997 году, а в 1998 году мы защищали дипломную работу, наша группа называлась ДР-93, то есть «Дизайн рекламы» набор 1993 года. Алим Равильевич был руководителем моего диплома, тема которого была «Разработка визуальной композиции кинокартины «Киллер». Материала к этому времени было достаточно, оставалось собрать его в один большой форма и продумать подачу, фон. К сожалению, ничего у меня не сохранилось – ни текста, ни фото экспозиции, прошло так много лет. Защита прошла на «отлично». Думаю, что это был хороший итог нашего совместного творчества.

 

Светлана Величко

Статьи

bottom of page